Сайт учителя музыки
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Классные часы

ПОГОВОРИМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Поговорим об ответственности

Цели:
1. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности.
2. Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
3. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Оборудование:
1. Таблички с высказываниями, с определением юридической ответственности, видами ответственности, со случаями для определения вида ответственности.
2. Тест для каждого учащегося.
3. Листы с интерпретацией теста и рекомендациями.
4. Таблица для каждой группы с зашифрованным словом.

Ход классного часа.
1. Самоопределение к деятельности.
- Добрый день. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё. Но вначале нам нужно сформировать дружный коллектив. Для этого проведем разминку.
Разминка «Чем мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
_ Молодцы! Теперь мы едины! И должны поддержать хорошее настроение и поделиться им со всеми.
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Материалы: небольшой мяч.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
Ну какие ж молодцы! Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными.
А сейчас нам нужно распределиться по группам. Я предлагаю вам выбрать карточки. Их всего трех цветов. По цвету карточки объединяемся в группы.

Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, я вам предлагаю следующую головоломку.

2. Актуализация знаний.
– На доске вывешены слова:
1) юридическая;
2) уголовная;
3) административная;
4) гражданско-правовая;
5) дисциплинарная.
– Работая в группах, найдите в таблице закономерность и расшифруйте слово.
2 3 4 1 3 5 3 2 1 4 5 4 1 3
5 8 14 7 8 3 8 6 7 7 9 10 8 8
ь
(Таблица – в каждой группе, на доске закрыта тема – расшифрованное слово
(первая цифра – номер слова, вторая – номер буквы этого слова))
- Что у вас получилось? (каждая группа говорит полученный результат).

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
– Итак, определилась тема нашего занятия. (на доске открывается тема – “Ответственность”).
– К этой теме есть очень хорошие высказывания.
(учитель вывешивает на доску таблички с высказываниями:
1) “Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление”.
Сенека.
2) “Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой”.
Цицерон.
3) “В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей”.
Ф.Шиллер).
Ребята, вы правильно понимаете содержание нашего сегодняшнего разговора.
Ответ - отвечаю - ответственность. Это однокоренные слова. А как вы понимаете, что такое ответственность?
- А сейчас каждая группа через 1 минуту попробует ответить на вопрос: “Что такое ответственность?”
(выслушиваются ответы каждой группы)
- Сформулируйте цель занятия, которой мы постараемся достичь. (разобраться, что такое ответственность).
- Итак, в литературе даётся такое определение юридической ответственности (на доске – табличка с определением):
Юридическая ответственность – это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.

4. Первичное закрепление.
- Я вам предлагаю сейчас в каждой группе в течение 5 минут обсудить следующие вопросы (вопросы выписаны на доске):
1. Каких видов бывает юридическая ответственность?
2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить?
3. Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
- Что вы можете сказать по первому вопросу? (выслушиваются варианты каждой группы).
- Если мы обратимся к началу нашего занятия, то слова, с которыми вы работали – это и есть виды юридической ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная).
- Итак, жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно.
- Давайте поговорим по второму вопросу. Я подготовила две колонки: НЕПОПРАВИМЫЕ ПОСТУПКИ и ЖИТЕЙСКИЕ ПОСТУПКИ (действия которых можно исправить). Давайте заполним их вместе.
(Каждая группа называет, а учитель записывает на доске. Например, непоправимые - убийство, казнь, отречение, предательство, неверное лечение; житейские – опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-либо.)
- Таким образом, большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка. Практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нём неприятно.
- Обсудим третий вопрос. (Группы высказывают своё мнение. Например, чувства, мешающие взять на себя ответственность – чувство стыда, страх перед наказанием, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося).
- Есть очень хорошая пословица (она записана на доске): “Не ошибается тот, кто ничего не делает”.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Выслушать несколько мнений)
- Возможно ли избежать ошибок в жизни? Что хуже: ничегонеделание или ошибка?
- Есть мнение, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых
случаях – даже уважать. Например, фильм “Кавказская пленница”, где Шурик по ошибке украл Нину, затем исправил эту ошибку. Назовите ещё примеры.
- Так достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признаёт свои ошибки? (Выслушиваются мнения).
- Таким образом, для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.

5. Самоконтроль.
- А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задания в течение 5 минут и затем мы вместе обсудим ваши результаты. (у каждой группы лежат карточки с заданиями, на доске – таблички со случаями)
1. Определить вид ответственности, наступившей в следующих случаях:
а) рабочий опоздал на работу; (дисциплинарная)
б) суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля; (уголовная)
в) суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим его квартиру; (гражданско-правовая)
г) пешеход перешёл улицу в запрещённом месте. (Административная)
2. Какие чувства побудили к данным поступкам:
а). Из – за чего братец Иванушка стал козлёночком? (из-за непослушания)
б). Что заставило царя в сказке “Конёк-горбунок” прыгнуть в кипящий котёл?
(зависть к красоте и молодости Ивана)
в) Что погубило раджу-героя мультфильма “Золотая антилопа”? (жадность, жажда наживы)
- Итак, что у вас получилось в первом задании? (представитель от каждой группы на доске располагает ситуации под видами ответственности)
- Что вы можете сказать по второму заданию? (выслушиваются варианты ответов)

6. Включение в систему знаний и повторение.
Тест "Как бы поступил я?"
I ситуация. В школе проводится месячник по благоустройству. Наше задание - убирать улицу. Делаем это уже много раз...
А) Не пойду, надоело, обойдутся без меня.
Б) Пойду, отмечусь, но работать не буду.
В) Пойду, заставлю себя работать, чтобы учительница не ругала, не жаловалась родителям.
Г) Пойду, постараюсь сделать работу хорошо, потому что и город будет чище, и, может быть, подам ребятам хороший пример. Я сам (а) создам себе положительный настрой, тогда и работа не покажется ненужной.
II ситуация. Как я отношусь к учебе, к разным предметам.
А) Математику, казахский, русский языки еще можно учить, но остальные предметы не обязательно.
Б) Буду развивать усилия, чтобы преодолевать нежелание учить: самостоятельно регулярно готовить домашние задания; отвечать на уроке не тогда, когда спросят, а самостоятельно активно работать, читать дополнительный материал по заданной теме.
В) Буду учить все, лишь бы не ругали родители, учителя.
Г) Хочу знать, чтобы быть в жизни образованным, понимающим многое, хотя понимаю, что многое из изученного мне не пригодится.
III ситуация. - "Дружба". Часто бывает, что в классе нет дружбы, класс разбит на группки.
А) Меня это положение устраивает.
Б) Я себе друзей выбрал (а), поэтому остальное меня не интересует.
В) Понимаю, что, если бы мы уважали друг друга, в классе было бы лучше, комфортнее; но сделать ничего не могу для этого. Только наблюдаю и страдаю.
Г) Не буду поступать необдуманно, так, как это делают другие. Постараюсь со всеми быть в хороших отношениях, помогать, избегать ссоры, конфликты, при этом не поддерживая ни одну из "воюющих" сторон.

- А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест. (Тесты на каждого лежат на столах и к ним даны интерпретации и рекомендации)

Тест “Ваше чувство ответственности”.
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:
а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.
7. Рефлексия деятельности.
Сядьте удобней, расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно продолжите фразу: “Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”
- Я думаю, что вы все хорошо поработали и сохранили отличное настроение. Оцените свою деятельность по пятибалльной шкале. (Учащиеся на листах бумаги пишут балл и поднимают, показывая учителю и друг другу)
- Спасибо за работу. До свидания.

Категория: Классные часы | Добавил: Татьяна (21.10.2014)
Просмотров: 1248 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [8]
Мои работы. [5]
Классные часы [6]
Интересное [5]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0