Тема: Чудо в сказке.
Целеполагание: активизировать творческую инициативу и стимулировать эмоциональные переживания детей посредством синтеза искусств.
Задачи:
• Формировать навыки выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь).
• Учить формулировать собственное мнение и позицию.
• Развивать певческие и исполнительские умения и навыки, ассоциативное мышление, “внутренний слух” и “внутреннее зрение”.
• Воспитывать чувство прекрасного.
УУД:
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании. Проявлять активность в решении познавательных задач.
Муз. материал: Н.А. Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» (фрагмент «Белочка»; «Во саду ли в огороде» - русская народная песня; «Песня о волшебниках» Музыка Г.Гладков, слова Луговой.
Проблема урока: можем ли мы сами творить чудеса?
Дополнительный материал: презентация, музыкальные инструменты: треугольники, бубенцы, погремушки, бубен.
Ход урока.
1. Орг. момент – Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
2. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.
Прием «Удивляй!»
-Я приготовила для вас музыкальный фрагмент.
Слушание «Песня о волшебниках»
-Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся? (в сказку)
-А вы любите сказки?
-За что вы любите сказки? (в них происходят чудеса и волшебство).
- Предположите, о чем будет наш урок….. (Чудо в сказке) Слайд 1
Прием «Отсроченная отгадка».
- У меня для вас есть сюрприз. В конце урока вы узнаете, что находится в волшебной шкатулке.
-Я приглашаю вас в мир сказок. Но не просто сказок, а сказок поэта… Слайд 2 А.С. Пушкина.
-Давайте станем сегодня волшебниками.
-Какие сказки Пушкина вы знаете? «Сказка о Попе и работнике его Балде»,«Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди», поэма «Руслан и Людмила». «Сказка о рыбаке и рыбке» Слайд 3
3. Основная часть: открытие новых знаний.
- А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н.А.Римский-Корсаков. Слайд 4
Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер!!!.
- Кто из вас догадается, о какой сказке идет речь?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
-Что это за сказка? (ответы)
Н.А. Римский – Корсаков, русский композитор, прочитав сказку Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди», решил создать оперу «Сказка о царе Салтане». Слайд 5
- В этой сказке происходят чудеса?
- Ребята, вспомните чудеса, которые удивляют самих героев сказки. (Белочка, 33 богатыря, царевна-лебедь).
Прием «Музыкальная загадка»
- Ребята, сегодня мы с вами ближе познакомимся с одним чудом из этой сказки. А вот с каким? Давайте послушаем…
Слушание «Белочка»
-Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали? («Веселое, плясовое, живое задорное, танцевальное).
- Ребята, а кто догадался, какое чудо мы сейчас услышали? (Белочку)
-Почему композитор сочинил такую мелодию? (Потому что белочка маленькая, юркая, подвижная, озорная).
Игра «Я - художник».
-А давайте на миг станем волшебными художниками и попробуем подобрать цвета к нашей будущей картине.
-Какие краски мы выберем? (яркие)
-Почему?
-Посмотрим, как художник изобразил белочку.
-Совпало наше описание с представлением художника?
Слайд 6
Я читаю и в конце отрывка включаю песню «Во саду ли в огороде», пою ее сама.
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумруды вынимает
И скорлупку собирает,
В кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
"Во саду ли, в огороде".
- Ребята, а давайте мы с вами выучим эту задорную песенку белочки. Но сначала нам нужно разогреть мышцы лица, язычок и губы. Для этого мы выполним несложную артикуляционную гимнастику. Смотрите на меня.
Артикуляционная гимнастика.
4. Вокально – инструментальная работа.
Разучивание песни «Во саду ли в огороде» (постараться передать характер песни)
Исполнение
-Ребята, как вы думаете, это композиторская или народная песня?
- Почему? (мелодия простая, легко запоминается).
-Какие русские народные инструменты сопровождали наше пение? (гармонь, дудочка, балалайка). Слайд 7
Прием «Удивляй!»
- А вот в нашем исполнении будут участвовать другие инструменты. Сейчас я стану волшебником! У вас на партах есть музыкальные инструменты? Кто знает их название?
- А хотите на них научиться играть?
Показ игры на треугольнике, бубне, бубенцах, колокольчике, погремушке.
Инструментальное исполнение песни.
Исполнение вокальное + инструментальное.
- Как вы думаете, понравилось бы нашей белочке такое исполнение?
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
- Ребята, а можем ли мы сами творить чудеса?
-Мы сегодня с вами, ребята, настоящие волшебники. Мы с вами оживили нашу песенку.
-Получилось у нас это сделать?
-Ребята, как вы думаете, смогли мы удивить и порадовать наших гостей?
-А я знаю, что у вас есть любимая песня о волшебниках. Правда?
-Давайте в завершении нашего урока ее споем.
Исполнение песни «О волшебниках»
6. Проверка усвоения нового материала
• Какого композитора называют музыкальным сказочником?
• Сколько опер у Н.А. Римского-Корсакова?
• Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?
• Можем ли мы сами творить чудеса?
7. Рефлексия урока:
-Наше путешествие в мир сказки заканчивается. Вы сегодня были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, оказались в роли художника, музыканта, певца.
- А теперь, оцените свою работу на уроке.
Самооценка (выберите белочку черно-белое изображение или цветное…. – с каким настроением прошел урок?)
8. Сюрприз от белочки
– Ребята, что же находится в волшебной шкатулке? Как вы думаете (всем детям подарить по орешку).
- Спасибо за урок! До свидания!
|