Тема: Фольклор в музыке русских композиторов
Целеполагание: Проследить сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.
Задачи:
• Познакомить с терминами “миниатюра”, “программная музыка”, инструменты симфонического и народного оркестра;
• Познакомить со сказочной картинкой кикиморы в сказке А.Н.Толстого “Кикимора”; с симфонической картинкой А. К. Лядова “Кикимора”;
• формировать познавательный интерес к симфонической музыке.
• развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев;
• воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки
Муз.материал:. «Кикимора». Сказание для симфонического оркестра (фраг¬менты) А. Лядов.
Дополнительный материал: презентация
Ход урока.
1. Орг. момент – приветствие
2. Повторение
- Какие виды вокальной музыки вы знаете?
- Что такое романс?
- Что такое дуэт?
3. Новая тема
- Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, преданиям, легендам.
- Что такое фольклор? Устное народное творчество.
(Слайд 1)
“Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”.
- Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке?
(Слайд 2 - 3)
- Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической картинкой А.К. Лядова “Кикимора”.
ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855-1914), русский композитор, дирижер. Он замечательно рисовал и сочинял стихи.
(Слайд 4)
Мастер симфонической и фортепианной миниатюры
обработки русских народных песен.
Профессор Санкт-Петербургской консерватории
- Все эти картинки А.К. Лядова написаны для симфонического оркестра.
-Какие группы инструментов симфонического оркестра вы знаете?
-Кто такая Кикимора? (Слайд 5- 6)
- Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”
-Представьте, что вы композиторы и вам необходимо сочинить музыкальное произведение с названием «Кикимора».
- Какими выразительными средствами музыки вы воспользуетесь?
-Заполните таблицу. (Слайд 7)
Форма
Характер
Лад
Темп
Тембр (тембры)
Ритм
-А теперь, давайте сравним с произведением А.Лядова
Слушание - «Кикимора» А. Лядов - (Слайд 8 - 11)
(Слайд 12)
• Какой изобразил А.К. Лядов кикимору?
• Какие чувства, настроения, мысли у этой кикиморы?
• Удалось ли А.К. Лядову передать образ кикиморы?
• Образ кикиморы, изображенной Лядовым похож на образ сказочного фольклора?
• Совпал ли ваш образ с образом композитора?
4. Итог урока
- Что такое фольклор?
-Какой композитор обращался к фольклору в своем творчестве?
-Кто такая Кикимора?
- Получилось ли передать образ Кикиморы композитору?
-Что случилось бы с произведением А.Лядова, если бы не было фольклора?
5. Артикуляционная гимнастика
6. Исполнение песни «Моя Россия»
7. Д/з - Найти и прочитать в библиотеке или интернете сказку А.Н.Толстого “Кикимора.
|