Сайт учителя музыки
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Мои работы.

Музыка как средство формирования здоровья школьников.
Музыка – это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки как средства укрепления здоровья детей на уроках актуален и своевременен.

По данным медицины сегодня рождается здоровыми не более 5% детей, а за время обучения в школе70% функциональных расстройств, которые сформировались в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. 

Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды.


Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.


Исследователи выделяют пять уровней влияния музыки на человека:
психофизиологический,
психологический,
интеллектуальный,
личностно-творческий,
социальный


Доказано целостное воздействие искусства на человека. Следовательно, искусство позволяет нам воздействовать на все компоненты здоровья, вызывает в них различные реакции (как положительные, так и отрицательные) и может быть средством их коррекции.


О способности искусства оказывать и целительное, и воспитывающее воздействие на человека в целом, формировать и развивать его как личность, мы находим сведения в трудах древних философов Платона, Аристотеля и др. Мыслители создали целые системы формирования качеств личности средствами искусства, воздействия ими на человека с целью коррекции психоэмоционального состояния.


В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы.

Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.


Музыка, несомненно, оказывает влияние на людей самых разных возрастов и в любых обстоятельствах. Это сильное средство, которое может глубоко влиять на наше настроение (успокаивая или наоборот, побуждая к действию), вызывать воспоминания и различные переживания. Терапевтический подход подразумевает использование силы музыки для поднятия настроения, стимуляции мыслительной и двигательной активности, выхода эмоций, в случае, если это необходимо.



Музыка, как известно, самое сильное среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на психику человека. Не случайно музыкальная терапия во многих странах уже давно и успешно используется в лечении нервных и психических заболеваний.


Музыкальная терапия - одно из средств лечения нервных срывов, неврозов, депрессий. Причем средство все более популярное и совершенное.

Музыкальная терапия является фактором лечения детских неврозов, логоритмические упражнения способствуют укреплению различных групп мышц и отделов позвоночника. Ритмика так же позволяет снять нервное напряжение. Занятия вокалотерапией обеспечивают более качественное

функционирование сердечно-сосудистой системы.


Есть много способов вовлечь ребенка в активное занятие музыкой – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальные игры.


Обязательно вводить музыкальные движения и музыкальные игры, благотворно действующие на психику школьников.

Для первоклассников можно предложить музыкальные пальчиковые игры, способствующие развитию речи, мышления, снятию писчих спазмов рук у первоклассников и нервных «зажимов».


Большое внимание следует уделить развитию детских голосов. Звук, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным.

А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. А.И. Попов определил, что, если мышечная координация не оптимизирована, в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Необходим тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе, гнусавости и повизгивания.


Елена ЛОБАНОВА, учитель музыки, г. Мончегорск, Мурманской области предлагает несколько видов музыкальной терапии на уроках музыки в школе.


Вокалотерапия


На уроках музыки, когда ребенок поет свободно и легко, голос естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются при работе над протяжной песней. А долгий распев одного слога или слова развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

Вдох носом, в то время как рот открыт, – это активная пауза. Бесшумность вдоха при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой правильную работу дыхательной мускулатуры. Удлиняя выдох при исполнении медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха.

После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых, напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и хорошее функционирование сердечно-сосудистой системы, потому что на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов, приходится большая нагрузка.



Ритмотерапия.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально - ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыкально-ритмические упражнения
«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков. Ария Февронии из первого акта оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу.
«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков. Вступление к первому акту оперы «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник в нарядной одежде. Идти уверенным шагом, спина прямая, голова приподнята.
«Порхающая бабочка» (А. Дворжак. «Юмореска»). Идти легким пружинистым шагом или приседать с взмахом рук, изображая бабочку.
«Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
«Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет ведущий. Каждый ребенок должен побывать в роли ведущего, показывая разные движения.
«Вечное движение». Групповая композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ребенок придумывает собственное оригинальное движение.
«Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно дается команда: «Стоп!» Следует замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре физических движений и скудости эмоций.

Ритмические упражнения.

«Ритмическое эхо». Учитель дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, пытаются повторить. 

Ритмизация собственных имен и фамилий.
Ритмизация движений человека (например, спокойный шаг, рубка дров, гребля).
Ритмизация движений различных животных.
Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.
«Ладушки» (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но и произвольное внимание, и координацию движений).


Музыкотерапия.

Музыка – это средство самопознания и самовыражения. Музыку мы ощущаем связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент в музыкальной терапии делается на приобщение детей к произведениям «золотого фонда» музыкальной культуры.

С 1-го класса начинается знакомство с фрагментами из симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина, симфоний П. Чайковского (№ 4), В. Моцарта (№ 40), Л. Бетховена (№ 3, № 5), опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и др. Но не следует забывать, что среди произведений легкой музыки, в том числе джаза и рока, можно найти немало таких, которые можно использовать в терапевтических целях.


Чтобы музыка эффективно воздействовала на ученика, его необходимо подготовить и настроить: он должен сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках, не отвлекаясь на посторонние дела. Музыкальное сопровождение просмотра произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы хорошо влияют на психоэмоциональное состояние детей.

Движение под музыку развивает эмоциональный отклик детей на определенную мелодию. Для пластических импровизаций подбираются музыкальные сочинения, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.


Игра на воображаемых инструментах. («Лебедь» К. Сен-Санса ребята «исполняют» на «виолончели», «Прелюдию» С. Прокофьева (до-мажор) – на «арфе», «Былину о Добрыне Никитиче» – на «гуслях» и т.п.)
Создание самых разных образов. («Галоп» М. Дунаевского – скачка на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского – плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка» – притопы, прихлопы, полуприсядка; симфоническое вступление «Океан – море синее» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова – движения рук, покачивание корпуса, создающие образ моря.)
Дирижирование воображаемым оркестром. Практические задания на дирижирование увеличивают заинтересованность ребят, способствуют процессу восприятия музыкального отрывка и приносят психотерапевтический эффект.

Фольклорная арт-терапия.

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Все средства традиционной культуры направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности.

В фольклоре действительно есть врачующее начало. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Академик Б.В. Асафьев считал, что «пульсация крови, протяженность вдоха и выдоха и сходный ритм дыхания оказывают воздействие на длительность фраз и периодов, на расстановку цезур, характер орнаментов и на диапазон напевов».

В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. 

Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд огромной силы.

В различных хороводах или играх («Колечко», «Ручеек», «Ладушки») часто происходит смена партнеров таким образом, что участник контактирует с каждым из группы. Значит, ему нетрудно будет почувствовать, кому при телесном контакте он отдает предпочтение. Даже антипатия к кому-нибудь из играющих дает возможность для эмоционального развития.

Упражнения в выразительном, эмоционально ярком произнесении и пропевании народнопоэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма.


«Улыбкотерапия».

Омские медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга. В Ижевске уже 3 года идет эксперимент, где в программу оздоровления подрастающего поколения входит пункт о хорошем настроении педагога и его опрятном внешнем виде.

Важна на уроке и улыбка самого ребенка. Если учащийся поет и улыбается, звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.


На положительный результат деятельности педагогу указывает снятие у школьника тревожности, преодоление им болезненных симптомов, оптимистичный взгляд на существующие проблемы, желание их преодолевать.


Исходя из возможностей искусства, оказывать мощное целостное воздействие на физический, психоэмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, духовно-нравственный уровни жизнедеятельности человека я полагаю, что педагогам необходимо владеть техникой здоровьесберегающей терапии.









Категория: Мои работы. | Добавил: Татьяна (13.11.2013)
Просмотров: 991 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [8]
Мои работы. [5]
Классные часы [6]
Интересное [5]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0