Сайт учителя музыки
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Мои работы.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

           ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ.

Традиционный взгляд

I.  Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука.

    Обычное дыхание:                                          

1. Не контролируемый процесс;

2. Работа мышц в спокойном состоянии;

3. Короткий вдох и выдох;

4. Верхнегрудной тип дыхания

                                                                                     Певческое дыхание:

                                                                             1. Контролируемый процесс;

                                                                             2. Интенсивная работа мышц;

                                                                             3. Равномерный вдох и выдох; 

                                                                             4. Смешанный тип.

 

 Формирование навыка плавного экономного выдоха во время пения.

   Виды певческого дыхания: - ключичный (верхнегрудной)

                                               - грудной

                                               - брюшной (диафрагматический)

                                               - смешанный (грудобрюшное)

   Хормейстер должен научить певцов правильно набрать и расходовать дыхание.

Правила набора и расхода дыхания:

   1. Певческая установка – стоять устойчиво на обеих ногах, плечи расправлены, голова прямо, шея НЕ зажата. Сидя – слегка касаясь стула, опора в ноги.

   2. Глубокий, но умеренный по объёму вдох, при помощи нижних рёбер в характере песни.

   3. Задержка дыхания.

   4. Предслышание первого звука, фиксированное положение вдоха, накопление подскладочного давления.

   5. Умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу.

   6. Регулировка подачи дыхания.

   7. Бесшумный вдох.

   8. При фонации – нет сипа.

   9. Контроль.

II.  Качество дыхания, владение певцами навыками дыхания непосредственно влияет на элементы вокально-хоровой техники:

                                                                                             - атаку звука;

                                                                                             - дикцию;

                                                                                             - динамику;

                                                                                             - регистры;

                                                                                             - интонирование.

   Например, форсированное пение бывает от чрезмерного подсвязочного давления; от перебора дыхания – детонация, так же детонацию порождает отсутствие момента задержки дыхания. От перебора дыхания возникает быстрая утомляемость; вялый вдох даёт вялый звук и т.д.

III.   Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Другие упражнения учат как нарабатывать навык:

   - небольшие стихотворения с вокальным текстом ( О; А; У; или И; Е на слабых долях) + эмоционально-образное содержание;

   - вокальные упражнения и произведения, воспитывающие дыхание (нисходящий звукоряд для плавного и постепенного выдоха).

   Главное условие выработки правильного дыхательного движения – соблюдение ПЕВЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ.

 

IV.   Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля.

Правила цепного дыхания:

   1. Не делать вдох одновременно с соседом.

   2. Не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а внутри длинных нот.

   3. Брать дыхание незаметно и быстро.

   4. Вступать без толчка, незаметно, мягкой атакой, интонационно точно сверху, нюансом ниже.

   5. Слышать соседа и весь хор.

      Обучение цепному дыханию: - стихотворения;

                                                         - вокальные упражнения.

V.   Навык.

   1. Певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия работы дыхательных органов.

   2. Глубокий, но умеренный по объёму вдох при помощи нижних рёбер, в характере песни.

   3. Момент задержки дыхания, в течение которой готовится, предслышится первый звук; фиксированное положение вдоха, накапливание подскладочного давления.

   4. Фонационный выдох постепенный, экономный, со стремлением сохранить вдыхательную установку.

   5. Умение распределить дыхание на всю музыкальную фразу.

   6. Умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей усиления или ослабления звука, исполнения различных штрихов, нисходящего или восходящего движения мелодии.

 

Взгляд В.Емельянова

I.  Дыхание – не главное звено в технологической цепи пения. Только верная работа гортани, рупора, уточнение образа автоматически дают классический результат певческого ощущения дыхания.

   «Дыханию в пении нельзя научить, его можно научиться ощущать».

   Традиционное обучение начинается с глубокого носового вдоха. Высококвалифицированные певцы в профессиональной практике не имеют времени делать глубокий вдох носом, они делают вдох одновременно и носом, и ртом, но бесшумно.

   Учить надо быстрому и бесшумному вдоху и следить, чтобы не было слышно дыхания. От шумного вдоха – перебор дыхания.

 

II.  Длина выдоха жёстко не связана с количеством воздуха в лёгких, а зависит от работы гортани и формы рупора.

   «Длительное пение на непрерывном выдохе не имеет музыкально - выразительной художественной ценности и не должно специально культивироваться».

   Дышите удобно! Бывает, что длинное дыхание появляется само собой, как только у певца пропадает комплекс нехватки дыхания, страх, т.е. когда певцу разрешают дышать когда угодно.

 

III.  Дыхательные упражнения. Они полезны как любые мышечные упражнения. Их вводят в первую часть распевания. См. дыхательные упражнения Т.Курта и Г.Стуловой.

 

IV.  Соотношение дыхания и гортани. Чтобы издать этот звук – надо сомкнуть связки. НЕТ! Сомкнуть связки – это подготовка. Чтобы возник звук складки нужно РАЗОМКНУТЬ (фаза размыкания). В этот момент из голосовой щели вырывается порция сгущённого подскладочным давлением в трахее воздуха и создаёт в ротоглоточном рупоре зону сгущения, которая является звуковой волной. Чем дольше складки будут в разомкнутом положении, тем большая порция воздуха выйдет, тем сильнее будет динамика. Поющие на горле поют на увеличенной фазе смыкания; поющие без опоры - на чрезмерной фазе размыкания.

 

 

Категория: Мои работы. | Добавил: Татьяна (11.12.2013)
Просмотров: 1754 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [8]
Мои работы. [5]
Классные часы [6]
Интересное [5]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0