Сайт учителя музыки
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Мои статьи

Синтез искусств в развитии творческих способностей на уроке музыки

Синтез искусств, в развитии творческих способностей учащихся на уроке музыки. Ни одно искусство не замыкается в самом себе. Цицерон. Любое творчество порождается эмоциями, воображением и интеллектом. Что же может стимулировать детское воображение? Как развивать у детей творческое мышление? И тут на помощь приходят все виды искусства. Дети должны переживать как можно больше эмоций. Чем больше эмоций, тем чище душа. Через эмоции идет развитие образного мышления, а в основе лежит восприятие. Восприятие - это сотворчество, а не готовое знание, не правильный ответ, найденный в книгах или полученный от учителя. «Готовы ли наши дети к восприятию искусства?» – этот вопрос заинтересовал меня еще в самом начале педагогической деятельности. У Каземира Малевича есть картина "Черный квадрат". Глядя на эту картину, каждый воспринимает ее по-своему: одни - с недоумением, другие – как уличные зеваки, что будет дальше, третьи - возмущены бессмыслицей, четвертые - с видом знатока, а пятые - ушли в себя, оставшись наедине со своими мыслями. Возможно для одних это бессмыслица, для других - бездна, космос, возможность поговорить с собой, погрузиться в размышления. Это наше внутреннее видение самих себя, зеркало без отражения во вне, зеркало нашей души. Мы как бы смотрим на себя: интересны ли самим себе. Тоже же происходит на уроках эстетического цикла. В известном смысле все произведения искусства - это черные квадраты, которые мы должны наполнить собой, собственным "Я". Педагогический коллектив МКОУ лицей № 11, в котором я работаю, ставит перед собой следующие задачи и принципы работы: • акцентирование всей деятельности на личности ребёнка; • стремление максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, способностями и потребностями; • максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников; • создание на уроке «ситуации успеха» для каждого ученика. Образовательная область «Искусство» в учебном плане представлена следующим предметами: музыка; изобразительное искусство; хореография. Моя педагогическая концепция опирается на принципы работы общешкольной педагогической концепции и программы развития лицея. "Каждый узнает лишь то, что пробует сам" - Песталоцци. И мы должны дать возможность творить на уроках нашим детям. Чтобы создать у детей целостное представление об искусстве, необходимо использовать на уроке принцип взаимодействия и синтеза искусств. В его основе лежит создание у детей целостного представления об искусстве. Такие уроки строятся на основе комплексного использования произведений различных видов искусства. Они усиливают эмоциональное воздействие музыки на учащихся. 2. Цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты. Педагогическая идея: Не через уроки по каждому отдельному искусству, а через синтез различных видов искусств, пролегает путь к всесторонне развитой творческой личности. Цель: Создать условия для всестороннего творческого развития детей с помощью синтеза искусств. Задачи: • формирование представлений о взаимосвязи как основе развития мира, искусства, науки и человека; • создание условий для формирования эмоционального, образного, духовного, культурного, национального, природного мира ребенка с помощью разных видов искусства; • формирование оценочного, осмысленного отношения к искусству к направлениям творческой деятельности; • выбор оптимального вида художественного творчества для выражения собственного Я; • развитие восприимчивости, отзывчивости к искусству, к особенностям авторской индивидуальности, своеобразию каждого произведения искусства; • формирование способности критически оценивать художественные явления, произведения искусства, творчество сверстников и собственную художественную деятельность; • развитие интереса к творческой деятельности; • воспитание художественного вкуса учащихся. Главный принцип педагогической деятельности: Развитие творческого потенциала подрастающего поколения сочетается с поиском новых принципов организации содержания урока музыки, разработкой методов, адекватных природе самого искусства. • принцип гуманизации образования; • принцип личностно-ориентированного подхода; • принцип научности; • принцип интеграции; • принцип осуществления как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка; • принцип соответствия содержания возрастным особенностям обучающихся; • принцип систематичности. Каждый ученик, на уроке, - это человек со своим внутренним миром. Настроить его на восприятие благотворно влияющей музыки невозможно без любви к самой музыке и любви к ребенку, слушающему программный материал на моих уроках. Поэтому на каждом своем уроке я стараюсь использовать принцип «педагогической любви». В своей деятельности я использую технологию Л.И. Маленковой для развития и поддержания этого чувства: 1. Стараюсь понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети. 2. Стараюсь принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями. 3. Ищу позитивное в личности ребенка, выражаю ему доверие, стараюсь включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой). 4. Устанавливаю личный контакт с помощью средств невербального общения, создаю "ситуации успеха", оказываю ребенку позитивную словесную поддержку. Ожидаемые результаты при обучении детей: • создание у учащихся целостного представления о музыкальном мире; • развитие у детей творческого мышления; • более глубокое эмоциональное, чувственное постижение музыкального искусства, расширение музыкально-образного мышления; • повышение мотивации к уроку музыки; • накопление музыкально-слухового опыта, что в свою очередь стимулирует творческие способности. 1.1 Актуальность проблемы Творческие поиски заставили меня задуматься - как заинтересовать, увлечь ребят музыкой? Как помочь им научиться творчески мыслить? Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Учебной работой пронизаны все уроки. Именно она является, на мой взгляд, основой для изучения многих предметов школьной программы. Деятельность характерна для многих из них. А вот творчество ученика на уроке встречается, не так часто как хотелось бы. Я считаю, что именно творчество должно стать основой урока музыки, так как музыкальное искусство в школе не для того, чтобы его изучать, а для того, чтобы с его помощью научиться эмоционально откликаться. “Каждый из нас более человек в том, как он чувствует, чем как он думает”. К. Ушинский -Первый вопрос, на который я ответила: - « Что же такое творчество?» На мой взгляд, оно начинается в тот момент, когда ребёнок поставлен в ситуацию выбора: он может сделать так или как – то иначе, но обязательное условие: решение как поступить, должно быть только за ним. Проанализировав методики, применяемые учителями музыки 10-15 лет назад, к сожалению, я пришла к выводу, что они опирались в лучшем случае на деятельность с элементами творчества, требовалось, чтобы учащийся умел достигать какого- либо результата: чистоты интонирования, многоголосного пения, качественного звукообразования, ансамблевого звучания и многого другого. Заметьте, что на первом месте оказывались технические навыки. О каком творчестве могла идти речь? Тогда я начала искать пути решения этой проблемы. Наряду с концепцией Д.Б.Кабалевского, я познакомилась с: • психологической концепцией Л.С. Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка; • теоретико-педагогическаой концепцией В.А. Сластенина; • концепцией полихудожественного воспитания, теория интегрированного преподавания искусства Б.П. Юсова; • психологической концепцией способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова. Кроме того, с трудами известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.). Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского стала базовой основой моей работы, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью. Особенно меня заинтересовала педагогическая концепция композитора и педагога К.Орфа, принципами которой являются: соединение музыки, движения, слова, рисунка; дифференцированная работа в группе. 1.2 Новизна проблемы. Своей педагогической находкой считаю идею синтеза искусств на уроке музыки для развития творческих способностей. Синтез искусств помогает заинтересовать, увлечь учащихся музыкой, полнее раскрыть музыкальный образ. Думаю, что интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту для творческого развития. Я считаю, что музыка, литература, изобразительное искусство, хореография, театр, история – эти виды искусства на уроке музыки целостны и неразрывны. Они охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно, дают широкое поле для творческого развития. Синтез искусств на уроке музыки имеет определенные преимущества: • повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня творческого развития; • способствует рассмотрению предмета, явления искусства жанра с двух сторон: теоретической и практической; • способствует развитию умений и навыков различных (интегрируемых) предметов; • способствует развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия; творческого, художественно-образного мышления; воображения; внимания; памяти учащихся; • обладая большой информативной емкостью, способствует увеличению темпа урока, позволяет вовлечь каждого ребёнка в активную работу на каждой минуте урока и способствует развитию творческого подхода к выполнению учебного задания; 1.3 Методы и формы работы Для достижения поставленных задач и целей я использую в своей работе следующие методы: • проблемных ситуаций; • обобщения; • размышления; • игровой импровизации; • физических действий; • показа; • эмоционального воздействия. Формы проведения уроков также носят творческий характер: • урок – путешествие; • урок – лекция • урок – концерт; • урок – фантазия; • урок – конкурс; • урок – защита проекта; • урок – экскурсия. Каждому педагогу известно мучительное состояние поиска и волнения при составлении плана урока. Эти постоянные вопросы: как, каким образом соединить, слить воедино музыку, речь, мимику, паузы и взгляды, жесты и различные ассоциации, внутренние переживания и размышления, как создать обстановку творческой активности? Что останется в душе учащихся после очередного урока? Начиная с первых уроков, стремлюсь развивать в каждом ребенке собственное восприятие музыки. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство « я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного» произошел. В своей работе, при слушании и анализе музыкальных произведений, я использую элементы хореографии: пластическое интонирование; выразительную пластику; движение как активное слушание музыки; пантомиму; простые танцы (народные или массовые); изобразительного искусства: рисование под музыку, как создание образа; цветовые ощущения музыки; литературы: сочинение собственных текстов; рифмы как набор рифмованных слов или образов; составление отзыва на музыкальное произведение. Использую театральные элементы: инсценировку сюжетов; разыгрывание песен. Сегодня вряд ли нужно кому-то доказывать необходимость включения элементов театрализации на уроке музыки. Её воспитательное, образовательное и психологическое влияние на каждого ребёнка известно: развитие воображения, памяти, внимания, осознание необходимости участия каждого и всех в общем деле; игра как естественная форма существования ребенка, возможность «примеривания» на себя различных ролей. В сближении музыки, литературы, живописи, истории, хореографии, театра я вижу дополнительные возможности творческого развития. Обнаружение связи между искусствами, на первых порах пусть самой элементарной, привлекает внимание учащихся и побуждает к сравнению, пусть даже неосознанному. Творческие задания и упражнения, музыкальные игры, основанные на синтезе искусств, пронизывают весь урок с начала до конца. 1.3 Использование информационных технологий на уроках музыки. Активно внедряю на уроках музыки информационные технологии. К сожалению, серьезная классическая музыка не усваивается детьми начальной школы в силу их психолого-физиологического возраста: дети не воспринимают звучание искусно сплетенных музыкальных партитур великих мастеров. Так, мне удалось заинтересовать учеников 2 класса сложной музыкой Вольфганга Амадея Моцарта при помощи современных мультипликационных фильмов о композиторе, его музыке, кинофильмов о Моцарте (Мультипликационный фильм «Маленький Моцарт», кинофильм «Амадей»). Современный мультипликационный сериал «Маленькие Эйнштейны» - настоящий клад для учителя музыки. Огромную помощь на уроках, музыки мне дают музыкальные энциклопедии, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Чтобы увлечь детей волшебным миром искусства, им нельзя давать скучать ни минуты. Для этого я применяю самостоятельно разработанный электронный образовательный ресурс «Музыкальная шкатулка». Использование ИКТ на уроках музыки бывает у нас в виде исследований, проектов с компьютерной презентацией в программе Power Point, электронные презентации, позволяют более наглядно представить творческие работы ребят среднего звена. На уроках мы имеем возможность просмотра различных видеофрагментов знаменитых балетов, опер, мюзиклов, рок - опер. Виртуальные экскурсии и путешествия по странам и эпохам, позволяют познакомиться с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют развитию творческой личности. Таким образом, применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; повышается мотивация к изучению предмета. 2. Выводы. Проанализировав опыт свой работы над темой педагогической концепции, я пришла к следующим выводам, что синтез искусств на уроке музыки: • создает условия для творческого, эмоционального, образного, духовного, культурного развития учащихся; • восприятие художественного образа идёт глубже, ярче и шире; • задействуются все возможные центры восприятия: слух, зрение, опорно - двигательный аппарат и даже органы обоняния; • намного возрастает процент активной практической деятельности ребят на уроке; • развиваются импровизационные и исполнительские способности ребят: пластика, мимика; • развивается способность принимать своё собственное решение (ученик постоянно стоит перед выбором «А как сделаешь ты?»); • появляются новые возможности для совершенствования воспитательного процесса. • развивает восприимчивость, отзывчивость к искусству, к своеобразию каждого произведения искусства; • формируются способности критически оценивать художественные явления, произведения искусства, творчество сверстников и собственную художественную деятельность; • воспитывается художественный вкус учащихся. 3. Заключение. Мной создана программа внеурочной деятельности, которая позволяет создать условия для формирования творческого мышления, психологического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности средствами синтеза музыки, хореографии и изобразительного искусства, театра. Эта программа заняла 1 место в конкурсе учебно-методической литературы в 2011 году. В кружках «Музыкальный калейдоскоп» и «Камертон» занимаются ребята лицея с 1 по 8 класс. Творческая атмосфера уроков способствует проявлению таланта многих детей, что позволило добиться высоких результатов на школьных, а также городских, областных мероприятиях, всероссийских олимпиадах. Я рада, что у меня есть заинтересованные, творческие, талантливые ученики, которые с удовольствием идут на урок музыки и на внеурочные занятия. Так трудно было к этому прийти, но результат стоит того. Я не знаю, кем станет каждый из моих учеников в будущем, главное для меня – дать им раскрыться в настоящем. Союз прекрасный – музыка и дети! Какое счастье слышать голоса, Которых нет чудеснее на свете, И видеть благодарные глаза!

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (21.10.2014)
Просмотров: 1419 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [8]
Мои работы. [5]
Классные часы [6]
Интересное [5]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0